Письмо Роспотребнадзора от 27.04.2017 N 01/5278-17-29 О разъяснении отдельных положений законодательства О защите прав потребителей

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

90% споров с продавцами решается после подачи досудебной претензии. Insulaw.ru готов решить проблему с возвратом вместо вас!

Вот что мы предлагаем*:

✅ cоставление претензии - 99 рублей 👉 заказать;

✅ составление иска 499 рублей 👉 заказать.

100% гарантия возврата денег: если вас не устроит качество подготовленного документа, то мы вернем деньги в полном объеме.

* предложение действительно только до тех пор, пока размещено на сайте и не является публичной офертой.

Актуальность статьи проверена нами по состоянию на 13.03.2020, пользуясь сайтом вы соглашаетесь с Правилами

ПИСЬМО

от 27 апреля 2017 г. N 01/5278-17-29

О РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Федеральная служба по надзору и сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рассмотрев обращение, на основании пункта 6.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322, и пункта 6 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 “О защите прав потребителей” (далее – Закон “О защите прав потребителей”) по существу поставленных в нем вопросов поясняет следующее.

Поскольку согласно пункту 1 статьи 1 Закона “О защите прав потребителей” отношения в области защиты прав потребителей прежде всего регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее также – ГК РФ), то при правоприменении пункта 4 статьи 26.1 “Дистанционный способ продажи товаров” Закона “О защите прав потребителей” так же, как и при правоприменении названного законодательного акта в целом, надлежит среди прочего руководствоваться соответствующими положениями Раздела III “Общая часть обязательственного права” ГК РФ.

Исходя из понятия обязательства (статья 307 ГК РФ), определения сторон обязательства (статья 308 ГК РФ) и установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований возникновения гражданских прав и обязанностей (статья 8 ГК РФ), в отношениях, регулируемых положениями пункта 4 статьи 26.1 Закона “О защите прав потребителей”, потребитель и продавец одновременно выступают в качестве должника и кредитора по отношению друг к другу.

Это означает, что потребитель, воспользовавшийся (в силу закона) своим правом на отказ от купленного товара, как кредитор вправе требовать от продавца возврата денежной суммы, уплаченной им за этот товар по договору, а как должник – обязан вернуть товар продавцу.

В свою очередь продавец при отказе потребителя от товара обязан в качестве должника возвратить ему денежную сумму, уплаченную по договору, за исключением своих расходов на доставку товара от потребителя, а как кредитор – вправе требовать возвращения потребителем соответствующего товара.

Согласно статье 309 ГК РФ взаимные обязательства сторон по данному правоотношению должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями, определенными в данном случае положениями статьи 26.1 Закона “О защите прав потребителей”. При этом подразумевается, что с учетом общего правила, сформулированного в статье 307 ГК РФ, стороны “действуют добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию”.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание положения статьи 405 ГК РФ, согласно которым “должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора”, полагаем, что вопрос о соблюдении продавцом десятидневного срока, исчисляемого со дня предъявления потребителем соответствующего требования, не позднее которого он должен возвратить потребителю уплаченную по договору денежную сумму, подразумевает его зависимость от добросовестности потребителя при совершении действий, связанных с возвратом товара продавцу, и факта получения возвращенного товара продавцом, поскольку сумма, подлежащая возврату, исчисляется “за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара”.

В этой связи дополнительно обращаем внимание на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”, в котором среди прочего разъясняется, что “оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны”, а “поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения”. При этом “если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ)”.

Заместитель руководителя

И.В.БРАГИНА

Аватар
Румянцев Станислав/ автор статьи
Юрист с большим опытом, консультант в области защиты прав потребителей, возврата и обмена товаров.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Защита прав граждан