доходы муниципальных служащих в виде ежемесячных доплат за выслугу лет к трудовой пенсии по старости, выплачиваемых за счет средств местных бюджетов, не подлежат налогообложению.

в. Обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования о взыскании недополученного дополнительного материального обеспечения и излишне удержанного налога на доходы физических лиц.

в обоснование требований в. Ссылалась на то, что она является получателем трудовой пенсии по старости, а также дополнительного материального обеспечения как лицо, замещавшее должность муниципального служащего в администрации муниципального образования в течение 25 лет.

распоряжением главы администрации муниципального образования от 10 февраля 2006 г. в. Назначено дополнительное материальное обеспечение из расчета 80% к начисленной базовой, страховой и накопительной пенсии по старости.

решением совета муниципального образования от 25 марта 2009 г. Утверждено положение о дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в администрации муниципального образования, согласно которому размер дополнительного материального обеспечения этим лицам устанавливается из расчета государственной пенсии по состоянию на 1 января 2009 г. И индексации не подлежит (подп. 3 п. 9 положения).

размер дополнительного материального обеспечения был установлен в. Из расчета государственной пенсии по состоянию на 1 января 2009 г. в сумме 6387,25 руб., который впоследствии не изменялся, несмотря на то обстоятельство, что размер базовой, страховой и накопительной пенсии по старости в. За период с 1 января 2012 г. По 31 июля 2015 г. Неоднократно увеличивался.

При этом из выплачиваемого ответчиком дополнительного материального обеспечения в. Удерживался налог на доходы физических лиц в размере 13% от суммы данного обеспечения, что не соответствует налоговому Кодексу Российской Федерации.

в. Просила взыскать с администрации муниципального образования недоплаченное материальное обеспечение за период с 1 января 2012 г. По 31 июля 2015 г. в размере 96 326,47 руб., а также сумму излишне удержанного налога на доходы физических лиц с дополнительного материального обеспечения за период 2012 – 2014 годов в размере 28 332 руб.

разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, в частности, исходил из вывода о том, что с суммы дополнительного материального обеспечения в. Должен удерживаться налог на доходы физических лиц.

судебная коллегия по гражданским делам верховного суда Российской Федерации отменила состоявшиеся судебные постановления в части разрешения требований в. О взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц и направила дело в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав следующее.

согласно п. 2 ст. 217 нк РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).

социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. “ж”, “з”, “н” ч. 1) конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

в соответствии с ч. 2 ст. 76 конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

в п. 12 ч. 1 ст. 11 федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ “о муниципальной службе в Российской Федерации” (далее – федеральный закон о муниципальной службе) предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24 федерального закона о муниципальной службе).

устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 федерального закона о муниципальной службе, ст. 7 федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “о государственной гражданской службе в Российской Федерации”).

из приведенных нормативных положений следует, что пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением, при назначении которых обязательным условием является наличие определенного стажа работы, в данном случае – в муниципальном образовании. Эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии. Тем самым юридическая природа пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих одинаковая, а именно эти пенсии являются выплатами по государственному пенсионному обеспечению.

При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ “о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 федерального закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 федерального закона о муниципальной службе) обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

поскольку ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальных служащих за счет средств местных бюджетов являются одним из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению, то в силу п. 2 ст. 217 нк РФ эти выплаты не подлежат налогообложению.

между тем при разрешении исковых требований в., ссылавшейся на незаконность удержания администрацией муниципального образования налога на доходы физических лиц с ее дополнительного материального обеспечения к назначенной трудовой пенсии по старости, выплачиваемого ей как лицу, замещавшему должность муниципального служащего, приведенные выше положения нормативных правовых актов судебными инстанциями во внимание приняты не были.

определение N 18-кг16-91
процессуальные вопросы

обзор судебной практики верховного суда Российской Федерации N 1 (2018)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Аватар
Insu Law / автор статьи
Юрист с большим опытом, консультант в области защиты прав потребителей, возврата и обмена товаров.
Защита прав граждан