Статья 29 ЗОЗПП Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

Новая редакция статьи 29 Закона «О защите прав потребителей» со всеми изменениями по состоянию на октябрь 2018 года

п. 1

1. Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Абзац в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

п. 2

2. Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 24 настоящего Закона.

Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ.

п. 3

3. Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

Пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ

п. 4

4. Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Пункт дополнительно включен с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).

п. 5

5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

Пункт дополнительно включен с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).

Пункт 4 предыдущей редакции с 21 декабря 1999 года считается пунктом 6 настоящей редакции — Федеральный закон от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

п. 6

6. В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:

Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

  • соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
  • отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.

Абзац в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ.

Комментарий к статье 29 ЗОЗПП

1. Работа, выполненная с недостатками, либо некачественно оказанная услуга позволяет потребителю обратиться к исполнителю с требованиями, содержащимися в настоящей статье.

Указанные требования регулируются ст. ст. 723, 737 ГК РФ.

Под недостатком работы или услуги необходимо понимать конструктивное, рецептурное и иное несоответствие результата утвержденным стандартам, положениям договора или предусмотренным нормативными актами требованиям к качеству, а также искажённая либо неполная информация о работе (услуге).

Нарушение указанного в статье 30 Закона срока служит основанием для предъявления потребителем иного требования. Исполнение требования, заявленного в претензии не освобождает исполнителя от обязанности выплатить потребителю неустойку за несоблюдение сроков.
Недостатки работы, которые исполнитель своевременно не устранил, являются достаточным поводом для отказа потребителя от исполнения договора.

2. Нормой утвержден порядок определения денежной суммы, подлежащей возврату потребителю в случае отказа от исполнения договора.
Правила, которыми следует руководствоваться, содержатся в п. 1 ст. 29, п. 5 ст. 28 и п. п. 3, 4, 5 ст. 24 Закона.

3. Положениями пункта предусмотрена возможность заявления претензий при выявлении очевидных недостатков работы или услуги. Требования об исправлении недостатков могут быть предъявлены как в процессе работы, так и при приемке результата. Если недостаток не очевиден, заказчику предоставляется возможность обращения исполнителю в период действия гарантии, либо в разумный срок, который не может превышать двух лет для движимого имущества и пяти лет для недвижимого.

Гарантийный срок – период времени, определенный производителем как срок бесперебойной эксплуатации изделия. Потребителю, обнаружившему дефект в изделии в течение срока гарантии нет необходимости доказывать отсутствие собственной вины в возникновении неисправности. Гарантийные сроки на изделия сезонного назначения исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, вне зависимости от срока передачи такой вещи потребителю.

Понятие «разумный срок» подлежит оценке в каждом конкретном случае исходя из характеристик изделия. В отношении потребляемых товаров, которые не предназначены для многократного использования, разумными будут считаться сроки, в течение которых вещь может быть использована. Вместе с тем, стороны могут согласовать более продолжительный диапазон времени для заявления соответствующих претензий.

4. Отсутствие установленного гарантийного срока потребует от заказчика предоставления доказательств вины изготовителя в возникших недостатках при заявлении претензии.

Если гарантийный срок на результат работы или оказанную услугу установлен, исполнитель считается ответственным за любой недостаток, пока не докажет что дефекты возникли по вине потребителя.

5. Истечение гарантийного срока не препятствует потребителю в заявлении требований, связанных с недостатками работы или услуги, при условии, что срок гарантии, установленный исполнителем менее 2 лет (5 лет для недвижимых объектов), и потребитель располагает доказательствами виновности исполнителя в возникновении недостатков, либо наличия определенных причин, повлиявших на качество изделия до момента его передачи заказчику.

Задайте свой вопрос и получите комментарий эксперта