Статья 28 ЗОЗПП Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)

Новая редакция статьи 28 Закона «О защите прав потребителей» со всеми изменениями по состоянию на октябрь 2018 года

п. 1

1. Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) — сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2007 года Федеральным законом от 25 октября 2007 года N 234-ФЗ.

  • назначить исполнителю новый срок;

Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

  • поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
  • отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

Абзац в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя .

Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

п. 2

2. Назначенные потребителем новые сроки выполнения работы (оказания услуги) указываются в договоре о выполнении работы (оказании услуги) .

Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

В случае просрочки новых сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи.

п. 3

3. Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 24 настоящего Закона.

Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ.

п. 4

4. При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу).

Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ.

Абзац исключен с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

п. 5

5. В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена — общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени) .

Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи .

Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи .

Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

п. 6

6. Требования потребителя, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

Комментарий к статье 28 ЗОЗПП

1. Гражданским законодательством предусмотрена необходимость указывать в договоре сроки, определяющие границы периода, отведённого для выполнения договорных обязанностей (ст. 708 ГК РФ). Стороны вправе предусмотреть временные промежутки (промежуточные сроки), по окончании каждого из которых лицо, заказавшие услугу или работу, вправе ожидать оговоренного результата. Когда исполнитель нарушает согласованные сроки, у потребителя появляется возможность предъявить одно из требований, содержащихся в данном пункте комментируемой статьи.

2. Решение о назначении нового срока для надлежащего исполнения подрядчиком договорных обязательств, принятое потребителем, подлежит письменной фиксации. Соблюсти данное требование возможно, заключив новый договор, составив дополнительное соглашение, либо внеся указанные сведения в иной документ, подтверждающий наличие обязательства. Повторный пропуск срока исполнителем является основанием для предъявления потребителем иного требования из числа перечисленных в п. 1 комментируемой статьи.

3. Данной нормой определено, что расчет суммы, возврат которой обусловлен отказом потребителя от исполнения договора или предъявлением требования о снижении цены за выполнение работы (оказание услуги), осуществляется по правилам п. п. 3, 4 ст. 24 Закона.

4. Расторжение потребителем договорных отношений, обусловленное пропуском оговоренных сроков по вине исполнителя, лишает последнего права требовать компенсацию произведенных расходов. Исключением из данного правила является совершение потребителем действий, свидетельствующих о приемке результата работы или услуги.

5. Потребитель, столкнувшись с затягиванием сроков, вправе рассчитывать на компенсацию в размере 3% от цены договора с исполнителя, пропускающего отведенные для работы сроки. Пункт также содержит информацию о правилах расчета и предельной сумме, которая может быть истребована. Отдельные положения регламентируют, как происходит начисление неустойки, если исполнитель с опозданием приступает к работе, задерживает поэтапную сдачу результата, превышает конечный срок.

Стороны имеют право изменить размер неустойки при подписании договора, но только в сторону увеличения.

Заявленная потребителем претензия о взыскании неустойки должна быть исполнена подрядчиком в течение 10 дней с момента предъявления такого требования.

6. Данный пункт содержит возможные причины и условия освобождения исполнителя от ответственности перед потребителем за превышение договорных сроков. Обязанность по доказыванию обстоятельств непреодолимой силы или вины потребителя, вследствие которых исполнитель допустил просрочку, лежит на исполнителе.

Задайте свой вопрос и получите комментарий эксперта