Статья 23 ЗОЗПП Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя

Новая редакция статьи 23 Закона «О защите прав потребителей» со всеми изменениями по состоянию на октябрь 2018 года

Наименование в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ.

п. 1

1. За нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара .

Абзац в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ.

Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

Абзац в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ.

п. 2

2. В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 — 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.

Комментарий к статье 23 ЗОЗПП

1. Договор купли-продажи, предполагающий оплату покупателем стоимости товара до момента его получения, в обязательном порядке должен содержать положения о сроках передачи приобретенной вещи. Определение срока передачи товара возможно как путем указания конкретной даты, так и включением в текст документа условий, позволяющих определить срок исполнения обязательства. Допускается указание срока вручения вещи в дополнительном соглашении к договору, спецификации, ином документе, подтверждающем факт согласования всех существенных условий сделки.

2. Если продавец, в нарушение условий договора о сроке вручения приобретенной вещи своевременно ее не передаёт, потребитель получает возможность заявить наиболее отвечающее его интересам требование: надлежащего исполнения продавцом своих обязанностей в новый срок, либо возврата суммы предварительной оплаты. В дополнение к любому из указанных требований может быть заявлена претензия о возмещении морального вреда, расходов на юридическую помощь и иных убытков, возникших вследствие пропуска срока передачи товара.

3. Комментируемая статья предусматривает возможность взыскания с продавца неустойки как за несвоевременную передачу самого товара, так и его принадлежностей и документов, без которых невозможна нормальная эксплуатация приобретенной вещи. Поскольку по своей природе неустойка носит компенсационный характер, даже сумма, исчисленная в соответствии с требованиями Закона, не может превышать размер предварительной оплаты товара. В случае передачи спора на рассмотрение в суд, размеру неустойки будет дана правовая оценка на соответствие последствиям нарушения.

4. Исчисление срока для добровольного исполнения продавцом заявленных требований начинается на следующий день после предъявления претензии. Сама претензия предъявляется на следующий день после определенного договором срока – по завершении установленного периода времени, конкретной даты и т.д.

5. Вина потребителя и обстоятельства непреодолимой силы исключают применение мер ответственности, предусмотренных настоящей статьей. Наличие указанных обстоятельств подлежит доказыванию продавцом.[/su_spoiler]

Задайте свой вопрос и получите комментарий эксперта