Статья 19 ЗОЗПП Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

Новая редакция статьи 19 Закона «О защите прав потребителей» со всеми изменениями по состоянию на октябрь 2018 года

п. 1

1. Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Абзац в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

п. 2

2. Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи .

Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

Абзац исключен с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара.

Абзац в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ.

п. 3

3. Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.

Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором .

Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.

п. 4

4. Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения потребителя в информации о товаре, предоставляемой потребителю в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.

п. 5

5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Пункт дополнительно включен с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

п. 6

6. В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ.

Комментарий к статье 19 ЗОЗПП

1. Одним из важнейших условий, обеспечивающих реализацию потребителем права на заявление требований, содержащихся в п.1. ст. 18 Закона — обнаружение неисправностей товара в течение гарантийного срока или срока годности, либо иного периода времени, упомянутого в статье. Воспользоваться данным правом потребитель может, изложив суть претензии продавцу (изготовителю, импортеру, уполномоченному субъекту), либо в соответствующую судебную инстанцию, в том числе и по истечении указанных в настоящем пункте сроков. Если рекламация о своевременно выявленных недостатках подается за пределами гарантийного срока, потребитель должен будет доказать, что дефекты в товаре носят производственный характер.

Гарантийный срок и срок службы товара начинает исчисляться с даты продажи потребителю, либо со дня изготовления товара. Подтвердить, что срок годности (гарантии) на момент выявления недостатка не истек возможно с помощью товарного, кассового чеков, договора, гарантийного талона, иных документов в совокупности или каждым в отдельности.

2. Комментируемым пунктом статьи определяются общее правило и частные случаи определения гарантийного срока и срока годности товара. Ориентироваться в большинстве случаев необходимо на дату, когда потребитель получил возможность пользоваться приобретенным товаром. Такой датой может считаться день вручения товара покупателю или его установки, если без подготовительных работ по монтажу, наладке и т.п. вещь не может эксплуатироваться. Аналогичным образом, течение срока гарантии приостанавливается до момента устранения недостатков товара продавцом при их обнаружении.

Особые правила предусмотрены в отношении товаров, имеющих сезонное назначение. Вне зависимости от даты непосредственной передачи вещи, гарантия на товар начинает действовать со дня, определенного в региональных нормативных актах как срок наступления конкретного сезона. Указанное правило не лишает покупателя возможности обратиться к продавцу с претензией за пределами установленного срока, при этом потребитель обязан будет доказать, что брак в товаре возник не по его вине.

3. Комментируемая норма регламентирует порядок исчисления сроков выявления недостатков составных частей или комплектующих изделий товара.
Период времени, отведенный на выявление недостатков отдельных элементов вещи не может быть меньше срока гарантии на товар, даже если техническая документация содержит сведения о меньшем временном диапазоне.
Если срок гарантированной эксплуатации отдельных комплектующих больше периода гарантии на саму вещь, потребитель вправе заявлять требования, указанные п. 1 ст. 18 Закона в течение срока гарантии на дефектную деталь при выявлении вызванных ею недостатков в товаре.

4. В соответствии с комментируемым пунктом, сроки, содержащиеся в ст. 19 Закона подлежат обязательному доведению до сведения потребителя.
Несоблюдение положений статьи 10 Закона о надлежащем информировании потребителя о товаре и его свойствах, допущенное продавцом (изготовителем, уполномоченным лицом, импортером) является серьезным нарушением. Сокрытие информации, отсутствие каких-либо сведений из перечня обязательных, несоблюдение способов информирования дает потребителю право отказаться от исполнения договора и вернуть стоимость товара, возместить причиненные убытки, предъявить иные указанные Законом требования.

5. Данным пунктом определено, что дефекты, выявленные за пределами гарантийного срока, также могут являться поводом для обращения к продавцу (изготовителю) с требованиями по ст. 18 Закона. Реализация указанного права возможна при определенных условиях: дефекты товара не являются следствием его эксплуатации, гарантийный срок на вещь составлял менее 2 лет, неисправность проявилась в пределах двухлетнего срока, претензия предъявляется ограниченному круг лиц – продавцу либо изготовителю.

6. Наличие в приобретенной вещи существенных недостатков дает возможность предъявить требование об их устранении в 20-дневный срок без дополнительной оплаты, при этом претензия может быть заявлена в течение всего срока службы вещи, либо 10-летнего периода, исчисляемого со дня передачи товара покупателю. Рекламация может быть адресована продавцу, изготовителю, импортеру, иному уполномоченному принимать претензии лицу.

Чтобы воспользоваться указанным правом, потребителю необходимо доказать производственный характер возникших дефектов. При этом недостаток должен носить признаки существенности – неустранимость без несоразмерных расходов, либо несоразмерных затрат времени, неоднократность появления, проявление после устранения.

Если недостаток неустраним, либо в отведенный Законом 20-дневный период с момента заявления претензии требования покупателя не исполнены, он получает право отказаться от исполнения договора, либо заявить предусмотренные п. 3 ст. 18 Закона требования.[/su_spoiler]

Задайте свой вопрос и получите комментарий эксперта